ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА "КРЫМ-КОНСУЛ"
Полезные статьи
Главная » Статьи » Мои статьи |
Теперь поговорим о завершающем этапе налоговой проверки – оформлении ее результатов!!! Как правило, проверка заканчивается составлением справки, когда нарушения не выявлены. И составлением акта проверки, когда проверкой установлены нарушения. Порядок составления указанных документов утвержден приказом ГНА Украины от 22.12.2010г. № 984 «Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства», и ст. 86 НК Украины (в редакции от 23.12.2010г.). Все эти документы предлагаются для подписания руководителю предприятия. Относительно справки здесь все понятно – нет нарушений, почему бы ее не подписать? За неподписание акта проверки никакой отдельной ответственности вообще не предусмотрено. В свою очередь мы считаем, что акт необходимо подписывать, даже в случае несогласия с изложенными в нем выводами. При этом нужно помнить о том, что согласно п.86.7 НК налогоплательщик (его уполномоченное лицо) в случае несогласия с выводами проверки или фактами и данными изложенными в акте (справке) проверки имеют право на протяжении пяти рабочих дней со дня их получения подать свои возражения. Считаем, что возражения на акт проверки подавать необходимо, поскольку их обязаны будут рассмотреть, что в любом случае отдаляет день согласования даже правильно доначисленного налогового обязательства. Возражения являются неотъемлемым приложением к акту проверки. Ну а в случае отказа от подписания акта проверки производится составление акта, который фиксирует факт такого отказа. При этом отказ от подписания акта не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить доначисленное органом государственной налоговой службы (далее – ГНС) налогового обязательства. Содержание акта. Первый раздел акта — вступительная часть. В нем указывается, кто проводил проверку, основание для её проведения, наименование предприятия, которое проверялось, а также сведения о руководителе предприятия и главном бухгалтере. Второй раздел акта содержит информацию о сроках проверки, периоде, за который проверялась деятельность предприятия, а также непосредственно данные о предприятии (данные о регистрации, размере уставного фонда, осуществлении видов деятельности, подлежащих лицензированию и пр.). Правильность ведения налогового учета, а также соблюдения требований валютного и другого законодательства отражается в третьем разделе акта проверки в разрезе видов налогов, а четвертый раздел посвящен выводам, которые включают обобщенное описание выявленных проверкой нарушений налогового, валютного и другого законодательства. Если нарушений законодательства проверкой не установлено, оформляется справка. При подписании акта проверки необходимо обратить внимание на выполнение следующих требований к его оформлению. 1. Акт проверки обязательно должен содержать дату его составления, которая указывается в шапке акта. 2. Содержание выявленного нарушения должно быть изложено четко, со ссылкой на подпункты, пункты, статьи нормативно-правовых актов, которые нарушены. 3. В акте проверки не допускаются разного рода исправления цифровых показателей, дат и других данных. 4. В случае изъятия в ходе проверки копий документов, подтверждающих факт выявленного нарушения, в акте проверки об этом делается соответствующая запись. 5. Определения вида и размера штрафных и финансовых санкций в акте не допускается. Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются органами ГНС на протяжении пяти рабочих дней, следующих за днем получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, не исследованных во время проведения проверки и указанных в замечаниях), а плательщику присылается ответ в порядке ст. 58 НК. Налогоплательщик имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем указывает в возражениях. В таком случае орган ГНС обязан сообщить налогоплательщику о месте и времени такого рассмотрения. Такое уведомление присылается не позднее, чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения. Участие руководителя соответствующего органа ГНС или уполномоченного им представителя при рассмотрении возражений на акт проверки является обязательным. По результатам рассмотрения возражений в свободной форме составляется Заключение, в котором указываются изложенные в акте (справке) проверки выводы, факты и данные, относительно которых подано возражения налогоплательщиком, краткое изложение возражений, излагаются обоснования по каждому пункту возражений и дается вывод относительно обоснованности возражений. Заключение подписывается проверяющими, другими специалистами, которые участвовали в рассмотрении возражений, и утверждается руководителем органа ГНС. Заключение является составной частью приложением к материалам проверки и остается в органе ГНС и учитывается руководителем при принятии налогового уведомления-решения. На основании вывода составляется обоснованный письменный ответ, который направляется налогоплательщику. По результатам рассмотрения акта проверки и возражений на него руководитель органа налоговой службы принимает налоговое уведомление-решение. Если денежное обязательство доначисляется органом ГНС по результатам проверки назначенной согласно уголовно-процессуального закона или Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговое уведомление-решение по результатам такой проверки не принимается до дня вступления в законную силу соответствующим решения суда. Материалы проверки вместе с выводами органа ГНС передаются правоохранительному органу, который назначил проверку. Статус таких материалов проверки и выводов органа ГНС определяется уголовно-процессуальным законом или Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В том случае если должностное лицо органа ГНС, которое осуществляет проверку, отказывается по каким-либо причинам принимать и учитывать документы предоставленные плательщиком налогов при проведении проверки, налогоплательщик имеет право направить их заверенные копии сопроводительным письмом с описью вложения, в адрес ГНС. При возникновении спорных вопросов во время проведения проверки, в случае необходимости, до подписания акта все спорные вопросы выносятся на рассмотрение постоянных комиссий при ГНА или ГНИ, в которые входят специалисты из различных подразделений налоговой службы. По результатам рассмотрения спорных вопросов составляется протокол, который подписывается всеми членами комиссии. В протоколе должны быть четко определены суть спорного вопроса, результаты обсуждения и выводы каждого из членов комиссии, которые принимали участие в заседании. Следует отметить, что в случае отказа должностных лиц налогоплательщика предоставить копии документов проверяющие отмечают это в соответствующем акте, что также отражается и в акте проверки. В ходе проверки должностными лицами налогоплательщика могут предоставляться письменные пояснения и возражения относительно правильности ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности, о фактах предоставления таких пояснений делаются соответствующие записи в акте.
В случае если во время проведения проверки налогоплательщик подает документы за три дня до ее окончания или когда такие документы присланы непосредственно в ГНИ проведение проверки продляется согласно ст. 82 НК. Также в течении трех рабочих дней со дня получения акта документальной проверки плательщик имеет право подать в контролирующий орган который назначил проверку, документы, которые указаны в акте как «отсутствующие». Документы необходимо направлять сопроводительным письмом с описью вложения, в которой указывать реквизиты документов: названия, номера, даты, количество листов т.д. опись скрепляется подписями должностных лиц и печатью плательщика. Если налогоплательщик после окончания проверки и до вынесения налогового уведомления-решения предоставляет документы, которые подтверждают показатели отраженные им в налоговой отчетности, но не предоставленные во время проверки такие документы должны быть учтены органами ГИС во время рассмотрения ими вопроса о принятии уведомления-решения (кроме п.44.7НК). В случае, если предоставленные налогоплательщиком документы поступили в ГНС после окончания налоговой проверки орган налоговой службы имеет право не принимать решение по результатам проведенной проверки и назначить внеплановую документальную проверку такого субъекта хозяйствования. Дело налогоплательщика хранится в органах ГНС в течении пяти лет. Таким образом, в том случае, если, по мнению органов ГНС, доначисление денежного обязательства было произведено правильно, то руководителем или его заместителем в течении десяти рабочих дней со дня, следующего за днем налогоплательщику акта проверки выносится налоговое уведомлние-решение. А в случае если на акт были поданы возражения, то налоговое уведомление-решение выносится в течении трех рабочих дней, следующих за днем вручения налогоплательщику письменного ответа. Хотелось бы обратить внимание на такой не маловажный вопрос во взаимоотношениях с ГНС (как и любыми государственными контролирующими органами) как направление и получение корреспонденции. Со стороны налогоплательщиков чтобы избежать проблем в дальнейшем с доказыванием и подтверждением своих действий всю корреспонденцию необходимо направлять заказными письмами с уведомлениями о вручении и описью вложения. В свою очередь, налоговая инспекция, свою документацию: акт проверки, ответ на возражения на акт, решения-уведомления налоговые требования и др. вручает нарочно или направляет с уведомлением о вручении. В случае если почта не может вручить плательщику налогов налоговое уведомление-решение или налоговые требования или решения о результатах рассмотрения жалобы ввиду отсутствия по месту нахождению должностных лиц , их отказа принять налоговое уведомление-решение, ненахождения фактического местоположения (местонахождения) плательщика налогов или по иным причинам, налоговое уведомление-решение считаются врученными плательщику налогов в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕНИЮ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ Хотелось бы, чтоб руководители предприятий и главные бухгалтера запомнили еще несколько практических советов, которые помогут вести диалог с проверяющими если не на равных, то в более цивилизованных рамках: - с проверяющим должен общаться только один человек, заранее назначенный руководителем для этих целей; - чтобы исключить свободное перемещение проверяющих по предприятию, предоставьте им для работы отдельную, специально предназначенную комнату; - все документы предоставляйте проверяющим по письменным запросам, в которых должно быть указано, какие именно документы и за какой период их интересуют. Запрос должен соответствовать направленности (тематике) проверки, указанной в предписании или в плане-задании; - обязательно фиксируйте все действия и вопросы проверяющих в приложении (дополнению) к протоколу официального визита; - не торопитесь отвечать на вопросы проверяющих — вас никто не может заставить дать мгновенный ответ, обдумайте вначале то, что хотите сказать. Можете записать вопросы проверяющих и составить письменные ответы на них. | |
Просмотров: 1860 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||